четверг, 15 сентября 2016 г.

День четвертый

Сегодня мне удалось побывать на 6-ти уроках, первые два проходили в техноцентре, остальные в компьютерных классах.

Технология, Анисимова С.А.
Класс 7 “Б” (2 урока)
Тема: программирование на языке RobotC.
Цель:
  • Познакомить детей с программированием на языке RobotC.

Обучающиеся должны знать:
  • программы движения робота с поворотом и по квадрату;
  • как перенести программу на контроллер.

Обучающиеся должны уметь:
  • программировать на языке RobotC движение тележки по квадрату;
  • перепрошивать контроллер.

Структура занятий:
Вначале был организационный момент, С.А. рассказала, чем дети будут заниматься на уроке, разделила на группы по 3 человека и раздала конструкторы, дети начали их проверять. Затем им было дано задание: собрать 2-х моторную тележку. После чего они принялись программировать движение робота. С.А. объяснила, как переносить программу на контроллер, после чего дети принялись за дело. Постепенно все дети смогли справиться с заданиями, и их тележки ездили по квадрату. В конце занятий они разобрали свои тележки и проверили конструктор.
Анализ:
Данные уроки были комбинированными. В начале изложение нового материала, затем закрепление полученных знаний на практике. Урок проходил в легкой атмосфере, все дети были заинтересованы и очень старательно работали.
Мое впечатление:
Мало кому могут, НЕ понравятся занятия связанные с робототехникой. Я начинаю подозревать, что это любимый предмет у детей, потому что с таким энтузиазмом они собирают и разбирают конструктор, если бы в каждой школе были такие занятия, то уровень заинтересованности в IT-профессиях значительно бы вырос.

Информатика и ИКТ, Железнякова С.В.
Класс: 10 “Б” (2 урока)
Тема: Сайтостроение.
Цель:
  • Обучить детей созданию и оформлению сайта.

Обучающийся должен знать:
  • алгоритм создания сайта;

Обучающийся должен уметь:
  • работать с такими сервисами как www.siteground.com и www.joomla24.com ;
  • создавать сайт и устанавливать шаблон;
  • производить экспорт/импорт сайта с одного компьютера на другой.

Структура занятий
Начало занятий было отведено рассказам недочетов, которые сделали школьники, выполняя предыдущее задания. Затем они уже с заготовленными материалами для сайта (это было предыдущее домашнее задание) должны были начать создавать сайт. Затем педагог с помощью проектора демонстрировала, как заниматься оформлением/дизайном сайта, показала, как выбрать шаблон и проводить импорт/экспорт сайта. Дети после объяснения учителя принялись выполнять задание.

Анализ:
Первый урок был посвящен разбору предыдущего задания и объяснению нового материала. То, что педагог показывал с помощью проектора ход действий, несомненно, полезно для понимания материала школьниками. Второй урок был проведен в рамках модели 1 ученик : 1 компьютер. Надо отметить, что тему дети выбирали произвольно, поэтому сайты получились разнообразные от научных достижений до сайта о А.П. Чехове. На мой взгляд, занятия были выстроены логично: сначала объяснение, затем сразу закрепление на практике.
Мое впечатление:
Достаточно непростое задание, но дети с ним справились. Уровень их подготовки очень хороший, они “схватывают на лету”. Хорошо, что есть место для творчества детей, проявления их интересов, креатива.

Информатика и ИКТ, Панькова М.Г.
Класс: 11 “А” (2 урока)
Тема: Машина Тьюринга.
Цель:
  • познакомить детей с универсальным исполнителем “Машина Тьюринга”;
  • научить решать задачи на тренажере “Машина Тьюринга”.

Обучающийся должен знать:
  • устройство машины Тьюринга (лента с ячейками, каретка)
  • понятие внешний, внутренний алфавит.

Обучающийся должен уметь:
  • строить таблицу для программирования машины Тьюринга.
  • работать на тренажере “Машина Тьюринга”.

Структура урока:
Вначале М.Г. спросила, какие модели универсальных исполнителей дети знают (повтор ранее изученного материала), после чего она приступила к изложению нового материала. Сначала был рассказ об устройстве машины Тьюринга, и продемонстрировала на доске как строить программу для неё. Затем устно с ребятами они разобрали несколько задач. После чего все дети сели за свои компьютеры, вошли под своей учетной записью, открыли тренажер и начали выполнять задания, которые для них составил педагог. И мы тоже попробовали решить эти задачи на тренажере.:)
Анализ:
Первый урок был изложения нового материала, хочется отметить то, что педагог объясняет очень доступно, буквально по пальцам. Объяснение происходило с записью на доске, всем детям было хорошо видно и слышно. Педагог рассказал некоторые исторические моменты, что, несомненно, было на пользу. Принцип программирования был объяснен сразу на примерах (задачах), что облегчило понимание работы этого универсального исполнителя. На втором уроке можно говорить о применении модели 1 ученик: 1 компьютер. Дети достаточно организованно выполняли.
Мое впечатление:
Это было круто. Так легко был объяснен материал, таким простым языком. Задачи были интересные. О том, что дети разобрались, можно было судить по тому, что они все справились с заданиями.

Вывод:

Сегодня я убедилась в том, что учителю информатики постоянно нужно заниматься самообразованием, ведь с каждым годом изобретают что-то новое, что можно использовать в учебном процессе, и в этом приходиться разбираться самостоятельно. 

среда, 14 сентября 2016 г.

День третий

Сегодня был продуктивный день. Я посетила 2 урока технологии в 5 “В” классе, которые вел Коваленко К.А. и 2 урока Информатики и ИКТ Анисимовой С.А. в 10 “А” классе.

Класс: 5 “В” (2 урока)
Тема “Механическая передача. Виды механических передач"
Цель:
  • познакомить детей с понятиями темы механическая передача, и продемонстрировать механизм зубчатой передачи;
  • научить детей с помощью конструктора LEGO Mindstorms NXT строить зубчатую передачу.

Обучающиеся должны знать:
  • понятие механическая передача;
  • виды механических передач;
  • понятие ведущая шестерня, ведомая шестерня;
  • формулу вычисления передаточного отношения.

Обучающиеся должны уметь:
  • рассчитывать передаточное отношение;
  • строить с помощью конструктора LEGO Mindstorms NXT двухступенчатую, трехступенчатую коробку передач.

Структура занятий:
В начале урока Кирилл Андреевич занимался изложением нового материала с применением презентации. Он говорил о понятиии механическая передача, рассказал о видах механических передач, продемонстрировал соединение шестерен. Продемонстрировал и объяснил формулу вычисления передаточного отношения зубцов шестерен. Дети, узнав эту формулу, сразу начали вычислять во сколько раз при определенном соотношении зубцов шестерен, как будет увеличиваться скорость или мощность. Затем педагог предложил детям разделиться на пары и самим собрать ступенчатую коробку передач, состоящую из более чем 2-х звеньев. Та пара, которая сделает это быстрее, получала оценку. Дети проявили свою креативность, и не было двух одинаковых конструкций, все собирали по-разному, но всем это удалось сделать! Затем детям было дано задание: собрать машинку, с применением увеличения или мощности или скорости. После того как они сконструировали свои машинки, они пробовали их на полосе препятствий. И я поучаствовала в этом, тоже собрала машинку!
Анализ:
Были соблюдены следующие дидактические принципы:
Принцип научности: учитель при изложении материала не допускал ошибок, сама информация достоверна и взята из учебника С.А. Филлипова “Робототехника для детей и родителей”
Принцип наглядности: информация, предлагаемая учителем, была продемонстрирована с помощью презентации, которая была грамотно оформлена, все символы, картинки были хорошо видны, даже в конце класса. И конечно, была сама демонстрация учителем механической передачи с помощью конструктора.
Принцип последовательности: учитель изначально обозначил цель урока, и рассказал, что ребятам предстоит сделать. Наблюдалась логическая стройность излагаемого материала. Сначала объяснение - затем закрепление на практике.
Педагог свободно владел материалом, отвечал на все вопросы школьников, по просьбе помогал детям сконструировать машинку. На уроке была смена деятельности, дети могли проявить творчество, а не собирать по “шаблону”.
Дети в начале урока были “разболтаны”, не организованы, но после ряда замечаний они успокоились.
Мое впечатление:
О том хорошо ли прошел урок можно узнать по горящим глазам детей, им очень нравится робототехника. Они так радуются, когда у них получается, а когда их робот-машинка преодолевает препятствия, у них появляется улыбка на лице! Сами занятия пролетают быстро, потому что постоянно дети чем-то заняты. На мой взгляд, уроки прошли хорошо.

Класс: 10 “А” (2 урока)
Тема: Программирование на языке Python
Цель:
  • проверить усвоение арифметических операторов, операторов присваивания и сравнения, условного оператора if.

Обучающиеся должны знать:
  • арифметические операторы;
  • операторы присваивания;
  • операторы сравнения;
  • условный оператор if.

Обучающиеся должны уметь:
  • строить блок-схемы при решении задач;
  • решать задачи с использованием вышеперечисленных операторов на языке программирования Python;

Структура занятий:
На первом уроке сначала был разбор домашней задачи, затем опрос по ранее изученным операторам. После чего Светлана Анатольевна давала задачи. Двое учеников выходили к доске: один строил блок-схему, другой писал программу решения задачи. А остальные писали программу на своих местах в тетради.
На втором уроке каждый ребенок сел за компьютер, и зашел под своей учетной записью в электронный учебник с тренажерами по языку программирования Python. Им были розданы самостоятельные работы, включающие 9 задач. Каждый ребенок делал самостоятельно и демонстрировал учителю.
Анализ:
Это был урок повторения и усвоения ранее изложенного материала. Дети были хорошо подготовлены, отвечали на вопросы учителя, решали задачи без подсказок Светланы Анатольевны. Все дети были заняты решением задач, не было нарушений дисциплины. На втором уроке можно говорить о применении модели 1 ученик : 1 компьютер, так, как каждый занимался за своим рабочим компьютером.
Мое впечатление:
Я могу сказать, что увидела детей, которые заинтересованы в получении знаний. И поняла, на каком высоком  уровне их самоорганизованность.

Вывод:

За сегодня я поняла трудности, с которыми сталкивается педагог: возрастная разница между классами. Вот только был шумный 5 класс, где, первым делом нужно держать дисциплину, а следом идёт 10 класс, где с дисциплиной все в порядке, но нужно делать аспект на содержании материала, думать как их загрузить, так чтобы им было интересно решать задачи. И еще одна трудность это постоянно отвечать на вопросы, которые перебивают изложение материала, не терять мысль и успевать отвечать на вопросы. Да, наверное, это приходит с опытом, и учителя сами не замечают, как делают кучу дел одновременно, а со стороны это очень заметно. 

вторник, 13 сентября 2016 г.

День второй

Сегодня нам посчастливилось посетить курсы «Простые роботы» , которые ведет выпускник нашего университета Коваленко Кирилл Андреевич. Эти курсы проходят в качестве внеурочной деятельности.
Класс: 4 “Б” (подгруппа).

Курсы “Простые роботы” (2 урока).
Цель:
- познакомить детей с конструктором Lego MINDSTROMS EV3;
- научить собирать робота-машинку, без применения электроники;
- научить усовершенствовать своих роботов.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся должны знать основные компоненты робота-машинки;
обучающиеся должны уметь строить робота-машинку, управление которой осуществляется при помощи 2-х моторов (принцип динамо-машины);
обучающиеся должны уметь усовершенствовать робота для двух целей: увеличение скорости или возможности преодолевать более сложные препятствия (крутые горки).
Анализ:
На занятии были применены элементы геймификации и соревнования. Сначала дети разбились по парам, и за каждой парой был закреплен конструктор. Сначала дети изучали содержимое конструктора и проверяли наличие всех деталей. Затем педагог обозначил детям цель: собрать робота-машинку, при помощи 2-х моторов связанных между собой проводом. Кирилл Андреевич показал и рассказал о принципе динамо-машины, и дети принялись собирать своих роботов. Затем каждая группа попробовала своего робота на полосе препятствий (дети пытались показать чья машинка лучше справится). После чего педагог предложил им подумать над тем, как можно усовершенствовать машинку (увеличить её скорость или мощность). После высказывания их идей, Кирилл Андреевич показал, как с помощью шестеренков можно усовершенствовать робота. После усовершенствования, дети начали выдвигать идеи о том, как должны быть соединены шестеренки, чтобы увеличивалась или скорость, или мощность. После чего дети попробовали уже усовершенствованных роботов на полосе препятствий.
Мое впечатление:
На предыдущей практике я работала с детьми старших классов, а сейчас первый раз столкнулась с начальной школой, но сразу почувствовала разницу, они очень активные, не усидчивые, хотят выделиться, обратить внимание учителя на себя . Нелегко справиться с тем что постоянно нужно удерживать их внимание, но педагогу это УДАЛОСЬ. Он совмещал их самостоятельную деятельность с деятельностью под его строгим руководством. Было видно, как детям интересно создавать робота своими руками, и как они радовались своим успехам и похвале от учителя.




понедельник, 12 сентября 2016 г.

День первый

"Пришло наше время!"

Сегодня прошло наше знакомство с Самарским лицеем информационных технологий и педагогом-куратором Кудряшовой Екатериной Максимовной.
При входе, сразу же можно понять престиж этого заведения.  На первом этаже стоят стеллажи с различными кубками, за победы в конкурсах, олимпиадах, конференциях. В здании очень комфортно и приятно находиться, о том, что администрация заботиться не только о интеллектуальном развитии обучающихся, но и о культурном, говорит наличие различных картин в коридорах лицея и музея боевой Славы 3-й Гвардейской танковой армии.
Екатерина Максимовна рассказала нам о том, как проходят уроки, о том чему обучают детей, в каких классах мы будем работать. Дала советы о том, что нужно учитывать при работе с детьми, показала нам кабинеты в которых, проходят занятия, рассказала о техноцентре, в котором дети могут заниматься робототехникой. Мы в свою очередь рассказали о своих возможностях, и о том, что можем предложить в качестве внеурочной деятельности.
Впечатление от знакомства с лицеем и преподавателями очень хорошее, очень хочется показать высокий уровень своей подготовки.